Разработчик программы:

Головащенко Виктория Валерьевна - педагог, эксперт по диагностике и развитию эмоционального интеллекта, учитель начальных классов МАОУ СОШ №8 г. Краснодара
Образование: высшее профессиональное
Педагогический стаж работы: 5 лет

Участники программы:
Программа реализуется ООО «МУЛЬТИ-КИДС»
сайт: https://multy-kids.ru/
тел.: +7 (918) 160 06 48,
e-mail: multykids.info@yandex.ru
Генеральный директор ООО «МУЛЬТИ-КИДС: Головащенко Виктория Валерьевна









СОДЕРЖАНИЕ

1 Пояснительная записка
1.1 Актуальность программы
1.2 Цели и задачи программы
1.3 Социально-психологические особенности
1.4 Научные, методологические и методические
основания программы
1.5 Обоснование необходимости реализации данной
программы для достижения указанных целей и
решения поставленных задач
1.6 Ресурсы, необходимые для эффективной реализации
программы
1.7 Сроки и этапы реализации программы
1.8 Планируемые результаты

2 Структура и содержание программы «Математика и логика»
2.1 Организация подготовки к обучению
2.2 Взаимодействие с семьей в период подготовки к обучению в школе

3 Тематическое планирование
3.1 Структура занятий
3.2 Тематическое планирование курса «Математика и логика»

4 Список использованных источников



1. Пояснительная записка

Программа «Математика и логика» направлена на создание условий для успешной адаптации и выравнивания стартовых возможностей детей перед поступлением в школу. Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.
Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Программа «Математика и логика» имеет познавательную направленность.
В дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
Дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.
Образовательная программа составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
− Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
− Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ МОиН РФ от 23.11.2009 №655);
− Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.2009 года №373);
− Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821- 10.
Объём и срок освоения программы
Срок освоения образовательной программы: 22 академических часа обучения, 11 недель.
Форма обучения
Обучение проводится по заочной форме с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 25 мин.
Общее количество часов в неделю – 2 академических часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Организация учета и хранения результатов образовательного процесса (в том числе наличие внутреннего документооборота на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой среде)
Учет и хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот осуществляются на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме. Документы хранятся по юридическому адресу ООО «МУЛЬТИ-КИДС».
Язык реализации программы — русский.
Документ об обучении. Лицу, освоившему образовательную программу, выдается документ об обучении по Программе по образцу, установленному ООО «МУЛЬТИ-КИДС».

К старшему дошкольному возрасту ребенком накоплен необходимый опыт, который способствует раскрытию возрастного потенциала, успешной подготовке его к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.
Под социальной компетентностью дошкольника мы понимаем качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.
Для прогнозирования успешности обучения ребенка в школе, необходимо учитывать его способность к анализу и синтезу материалов, представленных в виде рисунков, графиков, таблиц и схем. Важно также его умение проводить аналогии, классификации и обобщения, общая осведомленность. Следует учитывать уровень развития внимания, зрительной памяти (основной упор в начальном обучении идет на зрительное восприятие информации), мелкой моторики руки.
К моменту поступления в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, умение общаться с людьми, ролевое поведение, самостоятельность. Без хорошей работоспособности вряд ли можно рассчитывать на прочное усвоение достаточно большого объема знаний, на формирование сложных умений и навыков.
Бесспорно, что чем лучше готов ребенок ко всем изменениям, связанным с началом обучения, к трудностям, которые неизбежны, тем спокойнее будет проходить процесс адаптации в школе.
Программа подготовки детей к школе «Математика и логика» (для детей 6-7 лет) позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых онлайн-занятий, где учитываются особенности его психического развития, полученные в результате диагностики (на диагностическом этапе).

1.1 Актуальность программы
Актуальность данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.
Программа способствует развитию потенциальных возможностей ребёнка, посредством овладения им УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования.
Содержание программы определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление с взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Известно, что старший дошкольный возраст (6-7 лет) традиционно выделяется в педагогике и психологии как переходный, критический период детства, получивший наименование кризиса семи лет. Постановка и разработка проблемы критических возрастов в советской психологии впервые были осуществлены Л.С. Выготским, разработавшим периодизацию психического развития ребенка, в основание которой было положено понятие центральных психологических новообразований.
Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению - значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Отличительные особенности программы:
Подготовка к школе по программе «Математика и логика» носит развивающий характер, не допускающий дублирования образовательных программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений; обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует на развитие потенциальных возможностей ребёнка; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности; содержание максимально адаптировано к образовательной программе «Школа России», по которой ведётся обучение в школе.

1.2 Цели и задачи программы[1]
Цель: формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников, формирование предпосылок универсальных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Задачи:
– формировать активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель, основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты;
– развивать представления о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе; о различных способах познания этих свойств;
– развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения; объяснять ход решения творческой или проблемной задачи;
– поощрять уместное использование математических терминов и символики;
– способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни, совершенствовать представления о них;
– развивать потребность в интеллектуальном общении, поддерживать разговор на интересующую ребенка тему, помогать в разрешении проблемно- поисковых ситуаций, поощрять детское экспериментирование.
− формировать у детей положительное отношение к обучению в школе и др.

Образовательные технологии: репродуктивные, проблемные, ИКТ, интерактивные, личностно-ориенти- рованные и др.
Формы организации занятий: игры и продуктивная деятельность, творческая деятельность, конструирование, моделирование, индивидуальная работа.
Приемы обучения:
− показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
− инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
− пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
− вопросы к детям.
Основные принципы реализации программы:
− общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
− развитие творческой деятельности;
− развитие личностных компетенций;
− поддержка и сохранение здоровья;
− формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
− развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
− сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Принципы построения содержания подготовки к обучению:
− учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
− систематичность и последовательность;
− вариантность и вариативность;
− доступность и достаточность;
− наглядность;
− достоверность;
− комплексность;
− разнообразие игровых и творческих заданий;
− многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, художественно-речевая, мульт-проектирование и др.).
Срок реализации программы – 22 недели.
Форма обучения: дистанционная, исключительно с использованием дистанционных образовательных технологий.
Возраст обучающихся: 6-7 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут
(1 академическому часу).
Продолжительность академического часа 25 мин.
Условия реализации программы: индивидуальное обучение с помощью средств видеоконференц. связи «Яндекс.Телемост».
Формы организации деятельности на занятии: фронтальная.
Обучающемуся потребуется: ноутбук; компьютерная мышь (если она не входит в базовую комплектацию); веб-камера (если она не входит в базовую комплектацию); микрофон (если он не входит в базовую комплектацию); тетрадь 48 листов выполнения отдельных заданий.
1.3 Социально-психологические особенности
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии детей: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Условием для полноценного развития в старшем дошкольном возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с детьми построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знаний того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития детей.
Значимым условием психического развития, является использование потенциала игровой деятельности как эффективного средства формирования основных новообразований в данном возрасте и как средства осуществления преемственного развития от дошкольного к начальному школьному этапу.
Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования и достижения развития, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.
Для того чтобы ребенок к концу дошкольного возраста был готов к принятию новой для него социальной роли школьника, необходимо у него сформировать психологическую и личностную готовность к систематическому обучению, которые напрямую зависят от сформированности или несформированности важнейших новообразований в психическом развитии ребенка.
Понимание возраста было заложено в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Он рассматривал данное понятие как особое сочетание внутренних и внешних факторов развития, определяющих закономерности психического развития в конкретный возрастной период.
В отечественной психологии принято определение ведущего вида деятельности, данное А. Н. Леонтьевым. Обучение, впервые появляющееся в дошкольном возрасте, возникает, прежде всего, в игре. Ребенок-дошкольник начинает учиться, играя. Формируется активное воображение, произвольность внимания и памяти. Происходит освоение общественной функции и норм поведения людей, что является важным моментом формирования личности дошкольника. Таким образом, характер ведущей деятельности определяет содержание основных новообразований старшего дошкольного возраста:
− развитие мотивационно-потребностной сферы;
− преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка;
− развитие идеального плана;
− развитие произвольности действий.
На каждой возрастной ступени имеется центральное новообразование, то есть ведущее для всего процесса развития. Вокруг него располагаются частные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам познавательного и личностного развития ребенка. Процессы, которые связаны с центральным новообразованием, Л.С Выготский назвал центральными линиями развития.
Благодаря реализации программы обеспечиваются основные новообразования психического развития детей старшего дошкольного возраста. Они формируются по двум направлениям: личностное развитие и познавательное.
Основные новообразования личностного развития дошкольника:
1. Важнейшим психологическим новообразованием, является соподчинение мотивов.
2. Возникновение первичных этических инстанций.
3. Формирование самосознания. Наиболее ярко проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний.
4. Произвольность поведения и возникновение воли как способности к управлению поведением.
Основные новообразования познавательного развития дошкольника
1. Центральное новообразование познавательной сферы дошкольника - развитие воображения.
2. Развитие модально-образных форм мышления и усвоение средств познавательной деятельности.
3. Развитие памяти и произвольного восприятия, внимания и запоминания.
В возрасте 6 лет у ребенка формируется готовность к обучению. Л.С. Выготский выделил кризис 6–7 лет. Согласно исследованиям Л.С. Выготского, старшего дошкольника отличает манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение. У ребенка проявляется упрямство, негативизм. Исследуя эти особенности характера, Л.С. Выготский объяснил их тем, что детская непосредственность утрачивается. В данный период также возникает осмысленность в собственных переживаниях. Ребенку вдруг становится ясно, что у него присутствуют собственные переживания. Ребенок понимает, что они принадлежат только ему, сами переживания приобретают для него смысл. Это связано с весьма специфическим новообразованием - обобщением переживания, то есть меняется отношение ребенка к окружающему миру.
По мнению Л.И. Божовича, кризис 6–7 лет вызван появлением новообразования – так называемой внутренней позиции. До настоящего возраста ребенок практически не задумывался о своем месте в жизни. Но в возрасте 6–7 лет эти вопросы становятся для него актуальными, появляется осознание своего социального «я». Дети подражают взрослым, стремятся утвердить свою значимость.
Как считает Л.И. Божович, в основе кризиса 6–7 лет находится конфликт, который возникает от столкновения появившихся в процессе развития новых потребностей и не изменившегося образа жизни ребенка и отношения к нему окружающих людей. Отношения окружающих взрослых людей не дают возможности ребенку удовлетворить потребности, которые у него появились.
Это приводит к возникновению фрустрации, депривации потребностей, которые порождаются появившимися к этому времени психическими новообразованиями.
В дошкольном возрасте дети могут быть подразделены на две группы:
1) дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы к учебной деятельности;
2) дети, которые по внутренним предпосылкам еще не готовы к учебной деятельности, находятся на уровне игровой деятельности.
Для детей, принадлежащих к первой группе, кризис 6–7 лет становится следствием необходимости замены игровой деятельности на деятельность учебную.
У детей, принадлежащих ко второй группе, негативных симптомов не будет, если не стремиться слишком быстро начать учебную деятельность. Если же дети, принадлежащие ко второй группе, начнут учиться с 6 лет, то произойдет насильственный слом деятельности. Это станет заметно по кризисным проявлениям. Соответственно, часть детей приходит в школу «из кризиса», а часть – «в кризис».
Таким образом, перед современной психологией и педагогикой стоит задача разработки научных основ максимального использования всех видов деятельности для познавательного и личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста.
Одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе – это формирование мотивов учения и положительного отношения к школе.
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Портрет дошкольника, готового к обучению в школе по ФГОС ДО:
- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
- ребенка сформированы физические качества и потребность в двигательной активности, соблюдает элементарные правила ЗОЖ;
- любознательный, интересуется новым и неизвестным, задает вопросы взрослому, любит экспериментировать, способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности;
- эмоционально-отзывчивый. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками: ребенок использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо»;
- ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту);
- ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим;
- ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и т.д.





1.4 Научные, методологические и методические основания программы
Методологические и теоретические основы проекта составили:
− принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн);
− принцип системности; принцип личностно-ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили);
− труды отечественных и зарубежных исследователей Л.И.Божович, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.С.Мухина, А.Н.Леонтьев, Л.А. Венгер, С. Штрембел, Я. Йирасек.
Концептуальную основу проекта составили:
− возрастная периодизация Д.Б. Эльконина,
− теория о школьной зрелости А. Анастази,
− концепция о готовности к обучению в школе Л.И. Божович,
− культурно-историческая концепция Л.С.Выготского,
− концепция о тесной связи между физическим и психическим развитием А.Керн, теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.
Теоретическая значимость:
− обобщены концепции о психологической готовности к школе; применён системный подход, позволяющий выявить особенности детей дошкольного возраста в контекст понятия «психологическая готовность к школе».
Методическую основу программы составляет: положения детской психологии, раскрывающие закономерности развития детей дошкольного возраста, а также положения, раскрывающие принципы, содержание и педагогические условия воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Программа составлена с учетом принципов дидактики, учитывающим уникальность дошкольного возраста детей.
Данные подходы предполагают принципы построения Программы в соответствии с ФГОС ДО:
1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, которые отражаются в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения.
Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни.
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми происходят в процессе сотрудничества с взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых - родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.
Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации Программы. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
6. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей.
7. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса. А также появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности.
8. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте.
9. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
10. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии с ФГОС ДО Программа предполагает всестороннее социально-комму- никативное, познавательное, речевое, художественно-эстети- ческое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности.
11. Здоровьесберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности, рациональность сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы).

1.5 Обоснование необходимости реализации программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач
Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.
Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.
Увеличение рождаемости, рост социально-бытовых проблем, ухудшение экологической среды обитания и ослабление здоровья населения ставит проблему сохранения и укрепления здоровья в ряд приоритетных. Это подтверждается в нормативном документе о недопустимости перегрузок детей, где сказано, что в 1-й класс приходят 80-90 % детей, имеющих те или иные отклонения физического характера, а 18-20% - имеют нарушения психического здоровья. К перегрузкам психоэмоционального характера можно отнести тревожность, неусидчивость, невнимательность ребенка. Все это может привести к стрессовому состоянию. При поступлении в школу очень важно, насколько успешно пройдет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее обучение школьника.
Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре.
Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.).

1.6 Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы
Требования к специалистам, реализующим программу:
− высшее педагогическое образование;
− профессиональная готовность к реализации мероприятий, включенных в программу.
Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации данной программы, включает:
− описанные ниже структуру и содержание программы;
− дополнительные материалы к занятиям: литература, дидактические и наглядные материалы.
Для эффективной реализации программ предъявляются следующие требования к материально-технической оснащенности:
1)   мультимедийное оборудование:
− ноутбук;
− встроенная или USB-камера.

1.7 Сроки и этапы реализации программы
Программа «Математика и логика» реализуется в рамках дистанционного обучения и состоит из этапов:
1 этап - первичное диагностическое обследование
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребёнка, которое осуществляется по программе «Математика и логика» (первичная, промежуточная, итоговая диагностика).
Обследование детей подготовительных групп с целью отслеживания результативности программы и с целью выявления развития интеллектуальных и личностных качеств, необходимых ребенку для обучения в школе. По результатам обследования планируется работа.
Учитывая параметры школьной зрелости в основу программы легли следующие методики:
1. Методика «Персонификация мотивов» (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер).
2. Ориентировка в окружающем: «Вопросник на осведомленность» (А.Л. Венгер и др. ).
3. Понятийное образное мышление: «Интуитивный визуальный анализ-синтез», «Визуальные классификации», «Визуальные аналогии» (Л.А. Ясюкова)
4. Понятийное логическое мышление: «Интуитивный речевой анализ-синтез», «Речевые классификации», «Речевые аналогии» (Л.А. Ясюкова).
5. Зрительное восприятие, образные представления (Тест Равена)
6. Методики «Кратковременная речевая память» и «Кратковременная зрительная память» (Л.А. Ясюкова).
7. Методика Пьера — Рузера «Проставь значки», модифицированная Л.В. Венгером, Ю.В. Тихоновой.
8. Диагностика развития произвольности: «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин)
2 этап - основной этап.
Основная часть направлена на:
− развитие коммуникативных навыков;
− развитие познавательных процессов;
− развитие эмоциональной сферы.
В основной части занятия строятся в онлайн-формате в занимательной, игровой форме и с использованием средств, направленных на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи.
Широко используются физкультурные паузы для улучшения координации движения, осанки, работоспособности, графические диктанты для развития мелкой моторики рук и пространственного воображения, тренировка глазомера.
Велика роль загадок в обучении детей. В занятиях использовались загадки как введение в обсуждаемую тему, связующее звено между упражнениями и средством эмоциональной разгрузки.
3 этап - завершающий этап.
Включает в себя итоговую диагностику, по определению готовности детей к школе.
Также данный этап включает в себя консультирование родителей по вопросам психолого-педагогической деятельности для дальнейшей оптимизации процесса адаптации и социализации воспитанников к школе в формате «психолого-педагогических мастерских», где родителей знакомятся с результатами диагностик, подводится итог работы, совместно с родителями выявляются эффективные методы и приемы взаимодействия с детьми и пр.

1.8 Планируемые результаты освоения программы
Ученик:
− умеет выделять и сравнивать признаки различных предметов и явлений с помощью разнообразных способов обследования;
− определяет простейшие изменения, связи, зависимости между объектами по форме, величине составу (часть-целое), количеству, пространственному расположению (на предметном и числовом уровне);
− знает последовательность первых десяти чисел и место каждого числа в порядке натурального ряда, знает состав чисел первого десятка из двух меньших чисел и отдельных единиц;
− различает количественный и порядковый счет в пределах десяти;
− умеет для каждого числа назвать предыдущее и следующие за ним число, продолжать счет, как в прямом, так и в обратном порядке от любого заданного числа; умеет сравнивать стоящие рядом в числовом ряду числа (в пределах десяти);
− умеет различать и читать печатные цифры, соотносить их с соответствующим множеством предметов, заданных с помощью числовых фигур и предметных картинок или количеством звуков;
− составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь арифметическими знаками действий;
− проявляет интерес к математическим играм и др.
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я-концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты
Ребенок научится:
– различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
– считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
– определять количество предметов в пределах 10,
– соотносить количество с цифрами;
– ориентироваться в пространстве;
– участвовать в коллективных разговорах;
– использовать принятые нормы вежливого речевого общения.
Ребенок получит возможность научиться:
– устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; присчитывать и отсчитывать по одному, по два.
– выводить собственные определения явлений на основе имеющихся;
– создавать памятки на основе имеющейся информации и др.
2. Структура и содержание программы «Математика и логика»

Программа «Математика и логика» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойств объекта. Делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность, уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
Содержание направлено на формирование предпосылок универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.
Основная идея программы заключается в том, что форма подачи математического материала и методика работы с ним направлены на формирование у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий, на развитие познавательных способностей у детей путем создания системы заданий на развитие познавательных универсальных предпосылок (проведение сравнений, анализа, выделения существенных свойств объектов, разбиение объектов на группы по указанным или найденным свойствам, выделение части, составление целого из частей, проведение доступных обобщений, построение несложных цепочек логических рассуждений), пространственного воображения и речи ребёнка.
Развитие познавательных процессов — восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи - позволяет целенаправленно и систематически развивать познавательные способности дошкольников, а это необходимое условие их подготовки к школе.
В математическом содержании подготовительного периода объединены основные линии: арифметическая (цифры и числа от 0 до 9, число 10, счет десятками, основные свойства чисел натурального ряда; равенство, неравенство, конкретный смысл арифметических действий сложение и вычитание и их обозначение: знаки «+», «-», «=», текстовая задача) и геометрическая (пространственные отношения, простейшие геометрические фигуры и их прообразы в окружающем мире, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве объектов и простейших геометрических фигур, изготовление моделей геометрических фигур из бумаги и др.).
Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается метод практических действий, который позволяет дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения на действиях с предметами, предметными картинками, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая, записывая результаты практических действий на языке математики.
На данном этапе метод практических действий дополняется важнейшим для математики способом познания окружающего мира - методом моделирования (работа с предметами и группами предметов дополняется выполнением предметных и схематических рисунков; осуществляется моделирование цифр из плоскостных элементов). Кроме того, более активное использование разнообразных дидактических игр математического содержания позволяет, с одной стороны, углублять математические знания, а с другой - способствует формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), развивает навыки сотрудничества со сверстниками, формирует умения оценивать свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо.
Использование предложенного содержания и описан- ных методов позволит осуществить предматематическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, позволяющий усваивать математику в начальной школе, сформировать предпосылки универсальных учебных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
Содержание программы:
Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение трёх и более предметов (фигур) по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше - ниже, шире - уже и др.), по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов).
Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.
Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.
Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже и др., его использование при выполнении за- даний.
Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному (или найденному) правилу
Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь).
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.).
Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года. Их последовательность.
Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (примерно четыре недели составляют месяц).
Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трёх часов, меньше пяти часов и т. п.).
Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10
Счёт предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами.
Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возмож- ность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента. Счёт в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчета. Порядковый счёт, его отличия от счёта количественного.
Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.).
Десяток. Счёт десятками.
Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»).
Целое и часть.
Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Задача. Отличие задачи от рассказа с числами. Устное составление задач по рисункам. Решение задач на нахождение суммы и остатка с опорой на наглядный материал. Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами и величинами).
Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырёхугольник, в том чис- ле прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга.
Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка - инструмент для вычерчивания отрезка.
Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.
Содержательно-логические задания на более сложном математическом материале на развитие: внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибки» и др.); воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчёт общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных); памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов); мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям).

2.1 Организация подготовки к обучению
В программе «Математика и логика» намечена структура организации подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Содержание работы с детьми в период адаптационных занятий:
– конструирование по образцу, по заданию, по условию, по замыслу с учётом пространственного расположения частей и деталей (больше, меньше, столько же);
– сравнение предметов с целью выявления в них сходства и различий;
– моделирование фигур: круга, треугольника, квадрата; счёт предметов от 1 до 10;
– развитие творческих способностей посредством домашних заданий и др.
Рекомендуемые пособия для детей:
1) Т.В. Белова, В.А. Солнцева. «Готов ли я к школе?»;
2) С.И. Волкова. «Математические ступеньки»;
Рекомендуемые пособия для педагогов и родителей:
1) Н.А. Федосова, Т.В. Белова, В.А. Солнцева и др. «Методические рекомендации к программе «Преемствен- ность»;
2) Е.В. Коваленко, Е.А. Новик. «Готов ли ваш ребёнок к школе».

2.2 Взаимодействие с семьёй в период подготовки к обучению в школе
Социальная среда - явление многогранное и включает целый ряд институтов, среди которых наиболее тесно связан с обществом такой социальный институт, как семья.
Общение с родителями выполняет в период взросления и становления ребёнка важную задачу: родители обеспечивают безопасные условия для самостоятельного активного освоения мира объектов и социальных отношений, учат, каким должно быть это освоение. При благоприятной ситуации ребёнок присваивает эффективные модели социальных отношений. При неблагоприятной же ситуации возможно неверное усвоение моделей или модель не осваивается, и тогда ребёнок продолжает взаимодействовать с социальным миром через взрослого.
Многие родители нуждаются в конкретной помощи. Источником этой помощи может стать сам педагог при условии установления доверительного сотрудничества и взаимодействия. Назрела острая необходимость в соответствующем просвещении родителей, в осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье.
Рекомендации:
— изучение образа жизни семьи, которое проявляется в ровных, «союзнических» отношениях воспитателей с родителями, основанных на взаимном доверии;
— выявление содержания взаимодействия семьи и детского сада, конкретные формы, в которых оно проявляется;
— расширение представлений о содержании и методах взаимодействия с семьёй и выработке индивидуального подхода к ней;
— необходимость специального разъяснения роли семьи в воспитании детей, в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребёнку и важности объединения усилий детского сада и семьи по этому вопросу;
— владение техникой и культурой общения с родителями;
— преодоление практики эпизодического взаимодействия воспитателей с родителями как недостаточно эффективного;
— переход к планируемому и постоянному индивидуально-дифференцированному взаимодействию с каждой конкретной семьёй.
Взаимодействие с родителями осуществляется в формате «психолого-педагогических мастерских», а также индивидуальной обратной связи о результатах ребёнка в период обучения.
Психолого-педагогические мастерские (примерные темы):
1. Особенности воспитания детей дошкольного возраста в семье.
2. Влияние образа жизни семьи на гармоничное развитие ребёнка.
3. Межличностные взаимоотношения ребёнка в семье и коллективе сверстников.
4. Взаимодействие семьи и педагога в подготовке ребёнка к школе.
5. Психологическая диагностика семьи.
6. Педагогические приёмы и технологии для родителей.
7. Одарённые дети.
8. Если ваш ребёнок дерётся.
9. Если ваш ребёнок неаккуратен.
10. Семейная социализация ребёнка. Воспитательный потенциал семьи.
11. Гендерное воспитание в семье.
12. Роль близких людей в развитии гармоничной личности ребёнка.
13. Основы семейной психологии.
14. Возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Подобные беседы помогут социализации детей, формированию половой и полоролевой идентичности, «семейных отношений» внутри коллектива. Также у детей будет возможность примерить на себя роли взрослых, осознать их, что, в свою очередь, поможет снять ряд конфликтных ситуаций как в семье, так и в группе.

3. Тематическое планирование
3.1 Структура занятий
Руководство на занятиях осуществляет педагог.
Режим организации занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю.
Время проведения: 25 минут / занятие[1] .

3.2 Тематическое планирование программы «Математика и логика»
Программа «Математика и логика» включает в себя 3 основных образовательных блока:
1) Блок 1. Формирование общих компетенций.
Данный блок включает в себя:
– диагностика основных ЗУН
– расположение объектов: справа и слева, сверху и снизу и др.
– характеристика объектов: больше и меньше, тяжелее и легче, и др.
– математические знаки: равно и неравно
– ориентирование во времени: раньше и позже
– геометрические фигуры
– цифры и счет
– решение задач
– развитие логики и др.
Данный блок состоит из 6 тематических уроков, где каждый урок может быть разбит на несколько занятий.
2) Блок 2. Цифры и числа, от 0 до 5.
Данный блок включает в себя:
– изучение цифры и числа 0
– изучение цифры и числа 1
– определение понятий «один» и «много»
– изучение цифры и числа 2
– изучение цифры и числа 3
– изучение цифры и числа 4
– изучение цифры и числа 5
– работа с числовой прямой
– изучение состава чисел от 1 до 5
– сложение и вычитание
– решение задач
А также закрепление знаний о:
– расположении объектов: справа и слева, сверху и снизу, и др.
– характеристики объектов: больше и меньше, тяжелее и легче, и др.
– математических знаках: равно и неравно
– ориентировании во времени: раньше и позже
– геометрических фигурах
Данный блок состоит из 6 тематических уроков, где каждый урок может быть разбит на несколько занятий.
3) Блок 3. Цифры и числа: от 6 до 10.
Данный блок включает в себя:
– изучение цифры и числа 6
– изучение цифры и числа 8
– изучение цифры и числа 9
– изучение цифры и числа 10
– изучение состава чисел от 1 до 10
– математические знаки сравнения: больше и меньше
– работа с числовой прямой
– сложение и вычитание
– решение задач
– единицы измерения: сантиметр и метр
– знакомство с таблицей сложения
А также закрепление знаний о:
– расположении объектов
– характеристики объектов
– ориентировании во времени
– геометрических фигурах
Данный блок состоит из 8 тематических уроков, где каждый урок может быть разбит на несколько занятий.
рекомендую пока оставить единое значение 45 мин.

4. Список использованных источников

Нормативно-правовые акты


1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ. М.: Просвещение, 2010, 144 с. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/
3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012). – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
4. СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. № 2.4.2.2821-10. – URL: https://www.consultant.ru/law/podborki/sanpin_obuchenie_v_shkole/[1]

Методическая литература


5. Выготский, Л. С.  Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 281 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07290-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538602
6. Головащенко, В. В. Анимация в системе психолого- педагогического сопровождения младших школьников // Актуальные вопросы современной науки и образования. Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2022. – С. 42–46. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49239230
7. Гакаме Ю. Д., Головащенко В. В. Модель организации работы анимационной студии эмоционального развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 08 (август). – С. 49–62. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231071.htm.
8. Загидуллин, Р. Р. Эмоциональная педагогика: психолого- педагогические основы включения эмоций в учебный процесс // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. - №12 – 428 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnaya-pedagogika-psihologo-pedagogicheskie-osnovy-vklyucheniya-emotsiy-v-uchebnyy-protsess
9. Зинченко, В. П. О целях и ценностях образования / В. П. Зинченко // Педагогика. – 1997. – № 5. – С. 3-18. – URL: https://psychlib.ru/mgppu/ZZHz-1998/ZJZ-001.HTM#$p1
Предлагаю несколько статей из е-лайбрари включить, которые необходимы для обучения. Может, в помощь родителям которые могут быть